Loading

Медоносная база


Медоносы


Сезонные работы


Календарь пчеловода


Методы пчеловождения


Уроки старого пчеловода


Самоучитель пчеловодства


Практическое пчеловодство


Содержание сильных семей


Cодержание пчел в Сибири


Уход за пчёлами в Сибири


Сибирскому пчеловоду


Многокорпусный улей


Советы пчеловоду


Пчелиный рой


Пчеловодство


В чудесном мире пчёл


500 вопросов и ответов


Получение высоких медосборов


Пчеловодство в Томской области



Журналы по пчеловодству


Биология пчелиной семьи


Разведение и содержание


Болезни и вредители


Медоносы и опыление


Страница пчеловода-любителя


Родственники медоносных пчёл


Инвентарь и оборудование


Продукты пчеловодства


Пчёлы в медицине


Это интересно


За рубежом


Разное


...Ё ...  



 


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Вопросы по законодательству

На вопросы по законодательству отвечает почетный работник Прокуратуры Российской Федерации старший советник юстиции Н.АCТАФЬЕВ.

  • Какие изменения внесены в лесное законодательство, связанные с возможностью вывозить ульи и пасеки в лесные угодья?

    По действующему Лесному кодексу Российской Федерации вывоз ульев и пасек в лес относится к побочному лесопользованию и для этого надо выписывать в лесничестве лесной билет (ст. 42 Лесного кодекса). Правила побочного лесопользования до августа 2004 г. утверждали органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 г. с очень длинным названием, но вошедшим в обиход под кратким названием Закон «О монетизации льгот» и Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ в Лесной кодекс внесены изменения. Теперь правила побочного лесопользования утверждает «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства», то есть Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Такие правила утверждены министром природных ресурсов Российской Федерации приказом № 212 от 27 июля 2005 г.

    По новым правилам участки леса для размещения ульев и пасек предоставляют преимущественно на опушках леса, прогалинах и других непокрытых лесом площадях. Кочевые пасеки следует располагать на расстоянии не ближе 1,5 км одну от другой, а стационарные — не ближе 3 км.

  • Купил в магазине медогонку, привез домой, собрал и решил попробовать, как она работает. После нескольких оборотов шестеренка рассыпалась. В магазине медогонку у меня не приняли, сказали, что сам виноват в ее поломке. Что мне делать?

    Такая ситуация может случиться с любым покупателем любого товара, и, конечно, в подобных случаях надо знать свои права и какими законами следует руководствоваться.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации договорам купли-продажи посвящена глава 30. В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если на проданный товар установлен гарантийный срок, то требование о качестве распространяется на весь этот срок, причем требование о качестве товара распространяется на все составляющие его части.

    В статье 503 Гражданского кодекса перечислены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества: покупатель вправе заменить недоброкачественный товар на доброкачественный, может требовать уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товаров и т.д. Статья 502 Гражданского кодекса дает право покупателю в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара обменять даже доброкачественный товар на аналогичный других размеров, формы, габаритов, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае необходимости перерасчет с продавцом.

    Более подробно правоотношения при купле-продаже освещены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 с последующими изменениями и дополнениями, где более широко раскрыты права покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества. В соответствии с законом отсутствие у покупателя кассового или товарного чека, подтверждающего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя. Все возникающие спорные вопросы по договорам купли-продажи разрешает суд.

    В связи с тем что изложить в полном объеме содержание названных федеральных законов не представляется возможным, в случае возникновения спора при покупке товаров покупателю целесообразно предварительно ознакомиться с ними. По заданному вопросу можно рекомендовать покупателю обратиться в суд, решение которого, безусловно, будет в его пользу. Кроме того, покупатель вправе требовать и компенсации морального вреда.

  • Я проживаю в деревне в Тамбовской области и держу пасеку. На обочине дороги, проходящей через деревню, выставляю мед на продажу. Однажды работники милиции стали спрашивать у меня справку на право продажи меда. Какую справку я должен иметь?

    При продаже меда и получении за счет этого дохода понадобится справка для освобождения от уплаты налога с полученного дохода. В соответствии с пунктом 13 статьи 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, освобождаются от налогообложения при условии представления документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товарищества, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем налогоплательщику или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества. Пчеловодам, занимающимся реализацией продуктов пчеловодства со своих пасек, надо получить такую справку от перечисленных выше органов или организаций.

  • Проживаю в деревне, содержу большую пасеку. Слышал, что есть новые законы о налогах на наследство и дареное имущество. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

    Действительно, по этим вопросам в налоговое законодательство внесены изменения и дополнения. Федеральным законом «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения и дополнения. С 1 января 2006 г. налог с имущества, переходящего в порядке наследства, отменен.

    Что касается дарения имущества, то в этом случае имеются некоторые особенности. Названным Федеральным законом статья 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 181, в соответствии с которым освобождаются от налогов доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке дарения, кроме случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, многолетние насаждения, здания, сооружения, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, и др. В этих оговоренных законом случаях налог уплачивается.

    Доходы, полученные в порядке дарения, полностью освобождаются от уплаты налогов только в том случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации: супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами.

    В вышеназванный закон Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон (далее следует полное название закона от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ)» внесены дополнения. В соответствии с ними по наследству, открывшемуся до 1 января 2006 г., с наследуемого имущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выданы до 1 января 2006 г., налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, взимается по ранее действовавшему законодательству, а вот если свидетельство по такому имуществу выдано после 1 января 2006 г., то налог за это имущество не взимается.

  • В Республике Марий Эл вырубают липняки, подрывая таким образом медоносную базу. Можно ли прекратить это?

    В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в Лесной кодекс Российской Федерации в лесном фонде различают леса первой, второй и третьей групп. В этих группах могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования: берего- и почвозащитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др. На особо защитных участках лесов могут быть запрещены рубки главного пользования. Решения об их запрещении принимают территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (статья 55).

    Как видим, закон допускает выделение участков леса с ограниченным режимом лесопользования не только перечисленных в законе, но и других, в число которых могут быть включены и липняки, причем решение об этом может принимать лесное ведомство региона. С ходатайством по данному вопросу в лесное ведомство могут обращаться пчеловоды, общественные объединения пчеловодов, депутаты всех уровней. Решение по нему может принять лесное ведомство и по своей инициативе.

  • В садоводческом объединении имею 6 соток земли, на которых держу пчел. Сосед требует, чтобы я убрал их, так как он и его семья боятся быть ужаленными. Имею ли я право держать пчел на садовом участке?

    В настоящее время установление доброжелательных отношений между пчеловодом и соседями — возможно, одна из самых сложных проблем. Вместо того чтобы благодарить пчеловода за содержание пчел, активно опыляющих во время цветения плодово-ягодные насаждения, что значительно повышает их урожайность, люди из-за незнания жизни пчелиной семьи стремятся во что бы то ни стало запретить их размещение рядом с садом, огородом, дачей. Особые сложности возникают на небольших по площади земельных участках. Для ответа на поставленный вопрос проанализируем действующее в настоящее время законодательство.

    В статье 36 Конституции Российской Федерации записано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Садовые и дачные участки сейчас приватизированы, то есть находятся в частной собственности. Следовательно, их собственники могут свободно ими владеть, пользоваться и распоряжаться.

    В статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены права собственника по использованию земельного участка. Кроме конкретно названных прав в ней содержится и такое обобщенное, как «осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством». Об этом говорится и в статье 43 Земельного кодекса, согласно которой граждане осуществляют принадлежащие им права на земельный участок по своему усмотрению в соответствии с настоящим кодексом и другими федеральными законами. Всякое ограничение права на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены в судебном порядке (статья 56).

    Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (статья 78).

    В Земельном кодексе содержится правовая норма, в соответствии с которой порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, а вот земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в соответствии с настоящим кодексом и Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве (статья 81).

    В Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. №113-43 (с последующими изменениями и дополнениями) содержится правовая норма, в соответствии с которой для ведения личного подсобного хозяйства среди другого имущества используются и пчелы (статья 6).

    В Федеральном законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) ни в одной статье не упоминаются пчелы, однако закон содержит норму, в соответствии с которой учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утверждаемый общим собранием. В уставе указываются права, обязанности и ответственность членов объединения. Таким образом, если в уставе закреплено право держать на своем участке пчел, это не противоречит закону. Кстати, в Типовом уставе садоводческого товарищества, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 31 марта 1988 г. №112, записано, что член садоводческого товарищества имеет право содержать на выделенном ему садовом участке пчел при обязательном соблюдении санитарных и ветеринарных правил и без ущерба нормальному отдыху на соседних садовых участках.

    Согласно Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и кооперативов подлежали приведению в соответствие с нормами этого закона в течение пяти лет со дня его официального опубликования. Поэтому если в уставе записано, что члены объединения имеют право держать пчел на своих участках с соблюдением соответствующих правил, никто не может запретить это делать, тем более статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит норму, согласно которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав.

    Уместно напомнить, что в проекте Федерального закона «О пчеловодстве» говорилось о регулировании числа ульев с пчелиными семьями в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях их учредительными документами. С концепцией этого проекта закона соглашались Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство и Президент Российской Федерации.

    В действующем в Республике Башкортостан Законе «О пчеловодстве» записано, что запрещается установка стационарных и кочевых пасек вблизи детских учреждений, школ, больниц, а также усадеб граждан, имеющих медицинское заключение об аллергической реакции на ужаление пчел. Четко и ясно. Никаких других запретов по содержанию пчел на садовых и дачных участках нет.

    Возвращаясь к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», следует отметить, что он разрешает на территории объединения заниматься садоводством, огородничеством, вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

    По размещению и обустройству пасек продолжает действовать Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденная Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации 17 августа 1998 г. Каких-либо запретов по размещению пасек в садах или на дачных участках в инструкции тоже нет.

    Какой вывод можно сделать из анализа правовых норм, содержащихся в названных законах и других нормативно-правовых актах? Он один: в коллективных садах и дачных участках содержать пчел можно, при этом в уставе объединений, как того и требует Типовой устав, такое право садовода и дачника должно быть оговорено.

  • На расстоянии примерно 300–500 м от села Привольное Красногвардейского района Ставропольского края 8 апреля 2005 г. ООО «Приволье» обрабатывало поля пестицидами от хлебной жужелицы, после чего у многих владельцев пасек погибли пчелы. Они обратились в суд, который вот уже длительное время не принимает решение по возмещению ущерба, хотя были представлены доказательства вины ООО «Приволье» в гибели пчел. Пострадавшие обратились и в районную прокуратуру, но там заявление не приняли. Пчеловоды спрашивают, имеют ли они право на возмещение ущерба и как ускорить рассмотрение дела в суде? Должна ли прокуратура реагировать на такие факты?

    Да, пчеловоды в данном случае вправе требовать полного возмещения ущерба. Не предопределяя решение суда, чтобы не быть обвиненными в давлении на него, ограничимся обзором действующего законодательства, которым следует руководствоваться при решении подобных споров.

    В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) защиту нарушенных прав осуществляет суд. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (ст. 15 ГК РФ). Вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ст. 1068 ГК РФ).

    Гражданские дела рассматривает и разрешает суд до истечения 2 мес со дня поступления заявления, а мировой судья — до истечения 1 мес со дня принятия заявления к производству [(ст. 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)]. Рассмотрение дела может быть отложено или приостановлено по основаниям, указанным в законе. В частности, разбирательство дела может быть отложено вследствие неявки в суд кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых нет сведений об их извещении, в случае неявки в суд свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и по другим основаниям (ст. 167,168,169 ГПК РФ).

    Суд может также приостановить производство по делу по основаниям, указанным в законе. Суд может приостановить производство по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе в случае назначения экспертизы и по другим основаниям (ст. 215, 216 ГПК РФ). Срок, на который может быть приостановлено производство по делу, указан в ст. 217 ГПК РФ. На определение суда о приостановлении производства по делу может быть подана частная жалоба (ст. 218 ГПК РФ).

    Названные правовые нормы применимы ко всем случаям взыскания ущерба, но существуют еще законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок применения пестицидов и агрохимикатов и предусматривающих ответственность за их нарушение, в том числе и в пчеловодстве. Этими документами также следует руководствоваться при решении вопросов о взыскании ущерба в пчеловодстве. В Федеральном законе «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями отмечено, что безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения этих средств, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду (ст. 22). Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ закреплено право граждан на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства (ст. 8). В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ дано определение компонентов природной среды, в перечень которых входит животный мир и иные организмы, а значит, и пчелы (ст. 1). В этом законе содержится такая правовая норма: «Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды» (ст. 42). И далее: «Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме» (ст.79).

    Кроме названных законов действуют и различные ведомственные инструкции. Так, продолжает действовать Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденная 17 августа 1998 г. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации. В Инструкции по профилактике отравлений пчел пестицидами рекомендовано руководствоваться инструкцией, утвержденной 14 июля 1989 г. Всесоюзным производственно-научным объединением по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства «Союзсельхозхимия» и Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР. В соответствии с инструкцией от 1989 г. профилактика отравлений пчел основана на строгом соблюдении правил применения токсичных для этих насекомых веществ. Владельцев пасек в радиусе 7 км следует оповестить не менее чем за 3 сут до применения пестицидов и агрохимикатов, указав способ обработки и срок изоляции пчел. Применяют токсичные вещества в период отсутствия лета пчел в утренние или вечерние часы. Запрещено обрабатывать медоносы и пыльценосы во время массового лета пчел. На период обработки пчеловод должен вывезти пасеку в безопасное место или изолировать пчел в ульях. В защищенном грунте пестициды используют вечером после окончания лета пчел или изолируют их в ульях.

    С 1 февраля 2002 г. введены в действие «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31 октября 2001 г. В этом документе не забыто и пчеловодство. Для обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов предусмотрено обрабатывать участки в поздние часы, опрыскивая наземной аппаратурой. При этом пасеки необходимо вывезти не менее чем за 5 км от обрабатываемых участков или изолировать пчел.

    Перечисленные правила работы с пестицидами обязательны для исполнения. Если они были нарушены, в результате чего погибли пчелы, у собственника пчел возникает право на возмещение ущерба.

    Массовая гибель пчел — в конечном итоге следствие нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды» и других названных выше законов. Органы прокуратуры обязаны реагировать на факты нарушения законов и принимать соответствующие меры. Неправомерные действия нижестоящего прокурора можно обжаловать вышестоящему прокурору.

    Какие доказательства можно представлять для подтверждения требований о возмещении ущерба? В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу могут стать полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Более подробно о доказательствах и доказывании изложено в гл. 6 ГПК РФ.

  • Имею 120 пчелиных семей. Купила у бывших колхозников несколько земельных паев, на которых весной 2005 г. посеяла медоносы. Как только они зацвели, вывезла на них свою пасеку. Однако следом за мной на свои участки, расположенные с двух сторон от моего примерно в 300 и 500 м, пчеловоды привезли по 150 семей. Приблизительно через месяц, как только на моей земле отцвели медоносы, соседи увезли свои пасеки. Они медоносы не сеяли, получается — привезли на мои посевы. Пыталась объяснить им, что так поступать нельзя, но они ответили, что вывезли пчел на свои земли и никто им этого запретить не имеет права. Обратилась за помощью к участковому милиционеру, но он сказал, что ничем не может помочь, а вот если я устрою погром на соседних пасеках, то тогда буду иметь дело с ним. Как мне быть?

    Раньше чем говорить о правовой стороне этой проблемы, а она может возникнуть во взаимоотношениях многих пчеловодов, хотелось бы сказать несколько слов о ее моральной стороне. Действительно, если пчеловод принимает меры по увеличению медосбора и расходует на это средства, а иногда немалые, коллеги должны уважать его труд. Взаимопонимание найти можно. Вражда до добра не доведет. Представим на минуту, что на неуважение одной стороны другая ответит тем же и уморит у обидчика всех пчел, а это можно сделать, даже не приближаясь к его пасеке. И что дальше? Вечная вражда и ненависть? Не следует доводить отношения до такой остроты, для чего и имеется правовая база.

    Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» с последующими изменениями и дополнениями среди основных задач ветеринарии в стране называет и реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая пчел (статья 1). Этим законом главным государственным ветеринарным инспекторам районов и их заместителям дано право предъявлять организациям и гражданам, в том числе и пчеловодам, требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также контролировать выполнение данных требований.

    Какие ветеринарные требования предъявляли и предъявляют к размещению кочевых пасек? В вeтеринарно-санитарных правилах для специализированных пчелохозяйств, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 4 декабря 1974 г., содержался категорический запрет кочевки пасек, принадлежащих колхозам, совхозам и другим государственным хозяйствам (предприятиям) и гражданам в зону 5–7 км от пасек пчеловодных хозяйств и мест их кочевок (статья 2.11). Пасеки пчеловодных хозяйств следует размещать на расстоянии не менее 1 км от животноводческих и птицеводческих строений, 5–7 км от пасек других хозяйств, а также предприятий кондитерской или химической промышленности. Расстояние от товарной пасеки до репродуктивной и карантинной должно быть не менее 5–7 км (статья 3.3).

    Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 15 декабря 1976 г., предписывали партии вновь завозимых пчел размещать на карантинной пасеке (в 5–7 км от других пасек). Там их содержат в течение 30 дней, исследуют на наличие возбудителей карантинных болезней. В случае благополучия пчел перевозят на основную пасеку.

    В соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 17 августа 1998 г., завозимых пчел, рои неизвестного происхождения размещают на изолированной пасеке не ближе 5 км от других пасек и выдерживают под ветеринарным контролем в течение 30 дней, после чего исследуют на наличие возбудителей заразных болезней (статья 3.3). Если установлены особо опасные болезни пчел, то в исключительных случаях такую пасеку разрешается перевозить на специально отведенное место, удаленное от благополучных пасек на расстояние не менее 5–7 км с принятием мер, предотвращающих вылет пчел при транспортировке и обязательной заключительной дезинфекции мест стоянок ульев после их вывоза с точка (статья 3.9). Согласно требованиям инструкции на каждую пасеку необходимо заводить ветеринарно-санитарный паспорт, в котором фиксируют ее санитарное состояние. Свидетельства форм 1-вет и 2-вет при вывозе пчел на кочевку выписывают с учетом записей в ветеринарно-санитарном паспорте пасеки (статья 1.7).

    Как видно из ветеринарно-санитарных норм, размещать кочевые пасеки ближе 5–7 км одну от другой нельзя. Действия пчеловодов, нарушающих эти нормы, могут быть обжалованы в ветеринарную службу района, а если она не принимает необходимые меры, то в вышестоящие службы. Закон не запрещает обращаться по данным вопросам в суд.

    В Правилах пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденных приказом министра природных ресурсов РФ от 27 июля 2005 г. № 212, записано, что в лесу кочевые пасеки cледует располагать не ближе 1,5 км одна от другой, стационарные — не ближе 3 км.

    В Законе Республики Башкортостан «О пчеловодстве» отмечено, что кочевые пасеки можно ставить у источников медосбора на расстоянии не ближе 1,5 км одна от другой и 3 км от стационарных пасек. Размещение пчелиных семей на перелете пчел других пасек не допускается (статья 6). К сожалению, федеральный закон «О пчеловодстве» не был принят. Его проект не допускал располагать кочевые пасеки на пути лета пчел с другой ранее размещенной пасеки к источникам медосбора.

  • О законе о неправительственных организациях много говорили и писали эксперты Совета Европы, даже обсуждали его проект. Как этот закон отразится на деятельности обществ пчеловодов?

    Точное название упомянутого закона — Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ. Неправительственные организации действуют как общественные объединения, деятельность которых регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с последующими изменениями и дополнениями, а также в виде некоммерческих организаций, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с последующими изменениями и дополнениями. Если учредителями общественных объединений могут быть только граждане (не менее трех) и юридические лица — только общественные объединения, то некоммерческие организации могут создавать граждане и (или) юридические, в том числе коммерческие, организации. Некоммерческая организация может быть создана и одним лицом, за исключением некоторых ее форм.

    Федеральным законом от 10 января 2006 г. уточнен и конкретизирован круг учредителей и членов общественных объединений (особенно это касается иностранных граждан), уточнен порядок регистрации и отказа в регистрации общественных объединений. Им вменено в обязанность информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании и использовании. Неоднократное непредставление этих сведений является основанием для обращения органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд о признании объединения прекратившим свою деятельность. Законом расширены контрольные функции регистрирующего органа за деятельностью общественных объединений.

    Что касается некоммерческих организаций, дополнения и изменения внесены в части создания и деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций. Внесены и другие изменения

    Следует еще отметить важное положение принятого закона. Он напечатан в «Российской газете» 17 января 2006 г. и вступил в силу по истечении 90 дней после опубликования. Перерегистрация действующих общественных организаций не требуется.

    Краткий ответ на поставленный вопрос заключается в том, что принятый 10 января 2006 г. закон не окажет отрицательного влияния на деятельность обществ пчеловодов, а те общества, которые в какой-то мере связаны с поступающими от иностранных граждан и организаций средствами, должны выполнить его требования.

  • Вправе ли милиция при перевозке семей пчел требовать представления доказательств принадлежности их перевозчику и на какое время она может задерживать пчел?

    В соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации 17 августа 1998 г., на каждую пасеку, в том числе находящуюся в личной собственности, по заявлению собственника ветеринарная служба района составляет ветеринарно-санитарный паспорт. На основании его при перевозке пасеки или отдельных семей пчел ветеринарная служба района выдает ветеринарное свидетельство по определенной форме, которое представляется работникам милиции при проверке.

    При предъявлении надлежаще оформленных документов и правильно закрепленных на транспорте ульев милиция не имеет права задерживать перевозимые семьи.

    Если же указанные документы отсутствуют, милиция может задержать транспорт с семьями пчел до выяснения их принадлежности. Неправомерные действия работников милиции можно обжаловать в вышестоящие органы милиции, прокурору или суд.

  • В личном подсобном хозяйстве, находящемся в Северной Осетии, содержу пасеку. Могу ли я рассчитывать на какую-либо помощь со стороны органов власти и местного самоуправления?

    Вопрос, поставленный в этом письме, важен для всех пчеловодов России. Как известно, среди четырех приоритетных национальных проектов, выдвинутых Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на ближайшие два года, назван и проект «Развитие агропромышленного комплекса». Пчеловодство — это отрасль сельскохозяйственного производства. Следовательно, в ближайшие два года оно должно получить со стороны органов власти и органов местного самоуправления соответствующую поддержку.

    Что касается конкретного ответа на поставленный вопрос, надо иметь в виду, что в настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». В статье 6 этого закона записано, что для ведения личного подсобного хозяйства используются среди другого имущества и пчелы. Закон оговаривает, что ведение личного подсобного хозяйства регулируется не только настоящим законом, но и Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативным правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Поэтому каждый пчеловод должен в первую очередь поинтересоваться, имеются ли в республике, крае или области, а также в районе либо городе, где он проживает и занимается пчеловодством, законы, другие нормативные правовые акты субъекта и органа местного самоуправления по вопросам пчеловодства. Если имеются, надо их знать и ими руководствоваться наряду с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

    Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» содержит правовую норму, в соответствии с которой продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих его. Реализация этой продукции не считается предпринимательской деятельностью, следовательно, она не облагается налогом.

    Названный закон предусматривает поддержку личных подсобных хозяйств со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она может выражаться в создании подъездных путей, обеспечении связью, водо- и энергоснабжением и др., содействии созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. С целью стимулирования развития личных подсобных хозяйств закон предусматривает предоставление гражданам, ведущим такие хозяйства, государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 7 закона на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством.

    Опираясь на указанный закон с учетом национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», лица, содержащие пчел в личном подсобном хозяйстве, вправе обращаться в органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за помощью и поддержкой. Такое право имеет и автор письма.

  • Каковы основные положения закона о «дачной амнистии»?

    Федеральный закон от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ, названный в народе дачной амнистией, имеет официальное наименование «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Он вступил в силу 1 сентября 2006 г., некоторые его положения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Названным законом в целый ряд действующих законов внесены изменения и дополнения, упростившие peгистрацию прав на отдельные объекты недвижимого имущества. Так, внесены дополнения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии с которыми нотариусу теперь дано право представлять заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае, если он удостоверил соответствующую сделку или совершил иное нотариальное действие, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых проводилась государственная регистрация.

    В принятом законе дан исчерпывающий перечень необходимых документов для регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и перечень документов для регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимости.

    Для государственной регистрации права собственности на земельный участок, полученный для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также на те участки земли, когда в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, необходимо предоставить один из следующих документов: 1) акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, который был установлен действовавшим законодательством в месте издания акта на момент его издания; 3) выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления, о наличии у гражданина права на данный земельный участок в тех случаях, когда земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства (форма выписки из похозяйственной книги устанавливается федеральным органом в области государственной регистрации); 4) любой иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок. К названным документам обязательно должен быть приложен кадастровый план соответствующего земельного участка.

    Государственную регистрацию права собственности на земельный участок проводят и в том случае, если площадь участка, указанная в предоставленном гражданином документе, не соответствует данным кадастрового плана.

    Если земельный участок по каким-либо основаниям, указанным в федеральном законе, не может быть предоставлен в частную собственность, государственную регистрацию права собственности не проводят.

    Требовать другие документы от гражданина, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права собственности на перечисленные выше земельные участки, запрещается.

    Для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для его строительства или реконструкции не требуется разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), необходимо представить: 1) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; 2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (но если право заявителя на этот земельный участок ранее было зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, то правоустанавливающий документ на данный участок не требуется).

    К представляемым документам обязательно следует приложить кадастровый план земельного участка, на котором находится создаваемый или созданный объект недвижимого имущества. Однако этот план представлять не надо, если: 1) право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке; 2) земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и представлено заключение правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающего, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка. Для строительства, реконструкции создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством выдача разрешения на строительство, если этот земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если будет представлено заключение органа местного самоуправления поселения или городского округа, подтверждающего, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ этого земельного участка.

    Документом, который подтверждает факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо гаража или иного объекта недвижимого имущества и содержит описание такого объекта, является декларация о данном объекте недвижимого имущества. Этот порядок действует только в отношении такого объекта недвижимого имущества, если для его строительства, реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство. Форму декларации, представляемой правообладателем недвижимого имущества, утверждает Правительство Российской Федерации (в настоящее время она еще не утверждена).

    Документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства или факт его создания на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащим описание объекта, служит технический паспорт указанного объекта и разрешение органа местного самоуправления на его ввод в эксплуатацию, а если объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства — то разрешение на строительство. До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства — единственный документ, подтверждающий факт создания такого объекта на указанном земельном участке и содержащий его описание.

    Приведенный перечень представляемых документов для регистрации права собственности на названные объекты недвижимого имущества исчерпывающий. Требовать другие документы у гражданина закон запрещает.

    За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества взимается платеж в сумме 100 руб. Эта норма закона вступает в силу с 1 января 2007 г.

    В целях оформления в упрощенном порядке прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества законом разрешено органам местного самоуправления поселений, городских округов оказывать гражданам содействие в подготовке необходимых документов, а по заявлениям или доверенностям граждан — полностью оформлять государственную регистрацию.

  • http://www.beekeeping.orc.ru/Arhiv/a2006/n906_46.htm


  •  
           
    на сайте на Народ.Ру на Яндексе


     

    Главная    Пасека    Статьи    Форум    Soft Free    Сайты    Фото    Видео    Новости    Контакты            Powered by «Мини-Сайт»

    Hosted by uCoz